09.10.2015 09:22:08Электронное ОСАГО: тест на живучесть
Банк России решил изменить нормативные документы, касающиеся электронного автострахования ОСАГО. Вскоре страховые компании смогут продавать e-polis лишь на территории «своего присутствия». Ранее же страховщики, желающие включиться в систему продаж электронных полисов «автогражданки», должны были продавать страховки сразу на всей территории страны, а для этого открыть в каждом субъекте федерации полноценный филиал.
Элементарные подсчёты и тесты говорили, что такая процедура для регионалов в настоящий момент не рентабельна. 7-10 миллионов рублей – в такую сумму оцениваются минимальные ежемесячные затраты страховщиков по содержанию филиальной сети. Доход от продажи электронных полисов не покроет подобные траты. Так как на сегодняшний день в электронном виде продаётся менее 1% полисов обязательного автострахования. К ОСАГО-калькуляторам россияне пока относятся настороженно.
К тому же общая рентабельность «автогражданки» не высока. Расчёт страховки ОСАГО-2015 подорожал в апреле в два раза, тогда как лимиты ответственности страховщиков выросли ещё значительнее. Региональные страховщики более вдумчиво формируют портфели «автогражданки». Так им удаётся сохранять рентабельность страхового вида. Однако делается это, как правило, «в ручном режиме».
Тесты говорят, что электронные продажи снизят рентабельность «автогражданки» для региональных страховщиков. Первые два месяца тестирования системы продаж электронных полисов показали, что онлайн-расчётом страховки ОСАГО в 2015 году пользуются, в основном, жители отдалённых населённых пунктов, страховая премия от которых невелика. Эксперты говорят, что в Интернет могут перекочевать «отказники» – водители с высокой аварийностью, приносящие страховщикам лишь убытки. Всё это не может не настораживать.
Однако эксперты полагают, что решение ЦБ «направлено в будущее». Инициатором пересмотра норм закона «Об ОСАГО» стал генеральный директор рязанской МСК «Страж» Сергей Гущин. Ему, наверняка, известно сколько стоит ОСАГО и сколько полис будет стоить в будущем. Страховщики лоббируют введение свободного ценообразования на рынке «автогражданки». Если они добьются своего, продажи электронного ОСАГО для того же «Стража», вятской «Виты» или казанского «Чулпана» станут весьма выгодным бизнесом.
Руководители многих региональных страховых компаний хорошо понимают, что «автогражданка» – это «сервисный» вид и даже не важно приносит ли он высокую прибыль или «сколько она стоит». ОСАГО толкает рынок страхования вперёд, позволяет финансистам «набирать обороты» и «быть на слуху». А через пару лет обязательное автострахование может стать полностью электронным. Такое мнение разделяют многие эксперты. Поэтому включаться в систему электронного страхования регионалам необходимо уже сейчас. Время тестов и аналитики прошло. Пришла пора реальной конкурентной борьбы. Инициатива Сергея Гущина тому подтверждение.