Преуспев в информационных технологиях, космических исследованиях, извлекая одно за другим открытия из области физики, химии, биологии и так далее, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Однако на "поле брани" неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому, что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима. Чем дальше в новый век, тем острее человек нуждается в помощи. Наука, призванная объяснить ему внутренние разногласия, не так давно выбралась из "науки для преподавания" и стала самостоятельной научной дисциплиной. Психология сделала шаг, чтобы совсем уж приблизиться к объекту своего изучения. Она стала практической. И, что закономерно, начала с детства. Ведь, согласно Экзюпери, все мы родом оттуда. VI Всероссийская конференция "Психология в школе: практический психолог - профессия нового века", состоявшаяся в Петербурге на базе РГПУ им. А.И. Герцена, еще раз подтвердила, что лучше предупредить страдание, чем потом лечить невроз или маниакально-депрессивный психоз. "Ребенок - это не собственность, а личность, и подходить к нему надо именно с этой точки зрения", - звучало на конференции. Ну а какая личность без проблем? Проблем отношения к себе, к своему возрасту, проблем межличностных отношений, межпоколенных. О последних, кстати, очень художественно рассказал Иван Тургенев в романе "Отцы и дети", да и психологи, проведя исследования, пришли к выводу, что деды и внуки чаще совпадают во взглядах на жизнь, чем более близкое звено: отцы и дети. Психолог в школе - это робкая попытка соединить прерванные нити общения взрослого и ребенка. Робкая, потому что десять лет после долгого перерыва - срок слишком малый. И все же, как заметила Людмила Регуш, профессор, зав.кафедрой психологии и образования РГПУ им.А.И. Герцена, даже за столь краткий период есть изменения к лучшему в самом подходе детских психологов (педологов) к работе. Когда-то, в начале 20-х годов прошлого века, люди, отучившиеся в Академии коммунистического воспитания им. Крупской (там готовили педологов), ограничивались лишь диагностическими процедурами. Сейчас психологи стали обращаться к главной деятельности школы - учебной. Но если со стороны психологии шаги к сближению делаются широкие, то массовое звено - учитель и родитель - относится к ее представителям не столь пылко. Повлиял негативный опыт работы "скороспелых" специалистов, выросших как грибы в начале 90-х годов. - Родители запрещают психологам подходить к их ребенку только в одном случае, когда столкнулись ранее с кем-то, кто им не помог, - прокомментировала эту ситуацию Людмила Регуш. - Психолог тоже человек, а по некоторым наблюдениям - человек с годами становится консервативнее, не приемлет нового. Как это отразится на общении с детьми? - Дело не в консерватизме, а в том, что в процессе профессионализации с человеком происходят разного рода изменения, и иногда они носят деструктивный характер. Это касается не только психологов, но и учителей. Существует термин "профессиональное выгорание". Если психолог постоянно занимается проблемами других людей, он должен научиться не заражаться негативными переживаниями, сохранять свою мобильность и целостность. И периодически самореабилитироваться. - Играет ли роль возраст специалиста? - Во многих странах человек получает возможность заниматься практической психологией после того, как, получив специальное образование, приобретает жизненный опыт. У нас этой осторожности нет. ВУЗ, имея общие стандарты, к конкретным вещам не готовит. И сколько бы человек ни учился, он все равно приобретает опыт на месте. Светлана Черняева, кандидат психологических наук, бывший работник Санкт-Петербургского педучилища N 1 им. Н.А.Некрасова. - В педучилище в отличие от школы психологию преподают, и тем не менее у нас был и есть кабинет доверия. Для 14-15-16-летних самой актуальной остается проблема самоидентификации. Им необходимо помочь разобраться в себе. - Но не каждый раскроется, расскажет о внутренних противоречиях... - А мы ввели в учебный план предмет "Практическая психология", где проводился не только мотивационный, но и коммуникативный тренинг. Благодаря этому характер обращений изменился. Стал менее катастрофичным и более конкретным. - А именно? - Девочки стали просить: "Научите любить". - Был ли случай, что запомнился вам больше всех? - Как-то пришла девочка со странным заявлением: мне кажется, что меня не существует. Начала разбираться, и оказалось, что мама видит ее одной, и она старается такой быть, бабушка - другой, и она тоже старается оправдать ее надежды. А где же она сама? Какая она? Бесед шесть у нас прошло, и закончилось все удивительно. Девочка принесла нарисованный цветок и сказала: я вижусь каждому отдельным лепестком, но содержание мое складывается из них всех, я - гамма цветов. - Ваши подопечные посещали уроки практической психологии и все же, став педагогами, наверняка попадали в конфликтные ситуации. Безошибочного общения человека с человеком не бывает. С подобным утверждением трудно не согласиться. Главное, чтобы ошибка одного не обернулась трагедией другого. Ошибка взрослого - трагедией ребенка. Появление психолога в школе, возможно, возвестит о приходе нового времени. Времени понимания и уважения.