Сотрудничество с порядочными, благонадежными контрагентами способствуют успешному развитию бизнеса. Выбор проверенного партнера с устойчивой положительной репутацией минимизирует всевозможные риски, защищает от финансовых потерь и дополнительных налоговых изысканий. Прежде чем заключать контракт, очень важно проявлять должную осмотрительность, тщательно проверять контрагента.
Что представляет собой процесс
В законодательных актах нет четкого описания понятия должной осмотрительности. Этот термин используется на практике. Чаще всего он присутствует в решении споров между налоговыми службами и предпринимателями в случаях доначисления налогов. Если ИП или компания не проверила должным образом контрагентов, заключила договора с недобросовестными партнерами, поставщиками, клиентами, значит не проявила осмотрительность. Это чревато малоприятными последствиями.
Налоговые органы могут доначислять различные налоги, начиная от входящего НДС, заканчивая налогообложением на прибыль. Дополнительные выплаты в бюджет обуславливаются тем, что ранее контракты заключались неправомерно, использовались документы, позволяющие уменьшить налоговые расходы незаконным путем.
Как обеспечить правильность работы
Полноценная должная осмотрительность при выборе контрагента – комплекс мероприятий. Зона ответственности, риски, требующие оценки, устанавливаются индивидуально. Например, перед закупкой товаров необходимо не только исследовать рынок и выбрать поставщика с наименьшими ценами, но и убедиться в том, что он работает в соответствии с действующими законами. Не существует четкого алгоритма проверки благонадежности. Есть несколько общих рекомендаций для предпринимателей:
проведение предварительных переговоров с руководителем компании-контрагента;
изучение устава, регистрационных документов, ответственных лиц, сравнение данных с теми, что указаны в договоре;
проверка репутации через информационные ресурсы;
знакомство с информацией на официальном сайте контрагента.
Специалистами был создан список признаков недобросовестных контрагентов. Наличие хотя бы одного пункта должно вызывать сомнения. К наиболее очевидным причинам отказа от сотрудничества относятся отсутствие данных в ЕГРЮЛ, наличие задолженностей перед бюджетом, отсутствие отчетности, обременительные условия договора. Не стоит рассматривать в качестве потенциального контрагента компанию, не имеющую собственного сайта, отзывов, трудовых активов и т. д.