«Funky Business. Talent makes capital dance» («Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта») – так назвали свою книгу профессора Стокгольмской школы экономики, доктор Кьелл А. Нордстрем и доктор Йонас Риддерстрале. Первое издание вышло в 1999 году, тем не менее книга переведена уже на 25 языков, и вот теперь – на русский. Слово funky с трудом поддается переводу, означая смесь радостного и грустного, смешного и депрессивного. Funky Business – это современный бизнес, даже вернее – завтрашний. Бешеный темп, бешеная конкуренция. Мускулам на рынке труда отводится второстепенная роль. В современных компаниях 70-80% всего, что делается, делается при помощи интеллекта, основное средство производства – человеческий мозг. Не девственный, разумеется. Образование – ключ к конкурентоспособности компаний. Чтобы преуспевать, надо учиться всю жизнь, учиться прямо на рабочем месте, которое, по образному выражению авторов, должно превратиться в заправочную станцию для наших мозгов. Компании, не желающие умереть, истово «заправляют» своих сотрудников. Пример: в компании Motorola подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит $33 прибыли, поэтому Motorola создала собственный университет, собственную программу МВА, каждый сотрудник Motorola обязан учиться не менее 40 часов в год. Итак, в современном бизнесе ставка – на интеллектуалов, или, как называют их авторы, на компетентов. Опрос, проведенный Corporate Leadership Council, показывает: из 11.000 сотрудников компьютерной фирмы только 10 талантливых компетентов создают программное обеспечение, способное конкурировать на перенасыщенном рынке. Именно они – компетенты фирмы – обеспечивают выгодное соотношение цены и качества, их дизайнерские находки соблазняют придирчивого и избалованного покупателя. «Мы обошли конкурентов потому, что сделали кнопочки, которые так и хочется лизнуть», – утверждает менеджер компьютерной фирмы. Нордстрем и Риддерстрале предсказывают: выживут только те компании, которые будут холить и лелеять своих компетентов, копить знания, уделять должное эстетике, постоянно изобретать что-нибудь новое и продвигать новинки на мировой рынок. Стокгольмские профессора сами показывают пример активного продвижения своего продукта: в ноябре они представляли книгу в Венгрии, в Будапештском университете экономических наук, затем в России. И сейчас наверняка выступают где—то с очередной презентацией своего произведения, написанного легко и увлекательно. С обилием полезной информации и с изящным юмором. В стиле funk.