01.01.2002 09:00:08А. Починок помог мастеру вин найти "инструмент" для русского национального напитка
В новогодние праздники шампанское, вино и водка льются рекой. И чтобы избежать элементарного пьянства, нужно научиться пить красиво. Для этого необходимы не только благородные напитки, но и специальные бокалы. Знатоки считают, для истинного наслаждения вином и другими напитками лучше пользоваться прозрачными бокалами с тонкими стенками. Есть только одно исключение из этого правила. Стенки потолще могут быть только у классического широкого стакана для виски с толстым дном. Как правило, даже у начинающего любителя виски такой стакан уже есть. Если же он пользуется подручной посудой, купите ему набор таких стаканов обязательно. Они продаются во многих магазинах и стоят недорого - от 300 рублей за 4-6 штук. Но советую на этом не останавливаться: в последнее время среди знатоков все более популярен специальный бокал для "сингл молтов" - односолодовых виски. Их делают только из ячменных спиртов, стоят они дороже обычного виски. Бокал для него тоже недешев - самый недорогой из встреченных в продаже стоил 750 рублей. Форма такого бокала емкостью 200 миллилитров необычна - на очень короткой ножке почти цилиндрический удлиненный резервуар с немного расширяющимся вверху раструбом. "Бокал для "сингл молтов" мы разработали в начале 90-х годов по просьбе производителей виски Aberlour, - рассказывает Георг Ридель, человек, знающий о бокалах для напитков больше, чем кто-либо. - Нам удалось создать форму, которая лучше всего проявляет ячменный вкус напитка. Но в принципе такой бокал подойдет и для обычного виски, в которых присутствует изрядная доля и зерновых спиртов: он будет усиливать ячменные тона". Георг Ридель, называющий себя мастером по бокалам, недавно посетил Москву и провел показательный урок по правильному пользованию этими "инструментами", помогающими раскрывать все достоинства вина (техническое слово "инструменты" - ключевое в лексиконе г-на Риделя). "Вы думаете, что это бокал для красного вина? - обратился "бокалавр" к ученикам, держа в руке большой почти шарообразный бокал, который действительно часто рекомендуется для красных вин. - Я вам докажу, что такой широкий раструб - враг красных вин". И действительно, итальянское "Пино нуар" в этом бокале оказалось заурядным и к тому же с очень сильными танинами. А ведь мы только что с удовольствием пили его из похожего большого бокала, но только чуть зауженного кверху. А вот "Шардоне" из шарообразного бокала пошло идеально. "Широкий раструб посылает вино только в переднюю часть рта, и здесь формируется вкус, - объяснял г-н Ридель. - Вы пьете и нюхаете одновременно. Благодаря этому проступает вся деликатность этого вина. А теперь перелейте его в бокал, из которого вы только что наслаждались вином "Совиньон блан". Из-за узкого раструба вы будете вынуждены больше запрокидывать голову, и вино узким потоком направится в среднюю и заднюю часть рта. При этом "Шардоне" потеряет полнотелость и нежную сладость". Все так и оказалось. Мастер "жонглировал" напитками, переливая их из одного бокала в другой, и наглядно демонстрировал единство формы (бокала) и содержания (вина). В винном мире утверждают, что эту связь между размером и формой бокала и восприятием вкуса и аромата вина открыл в конце 50-х годов прошлого века отец Георга Риделя - Клаус Йозеф. Думаю, это не совсем так, подобную связь открыли для себя миллионы любителей вина и прочих напитков. И не только алкогольных: керамические чашки и кружки "а ля нескафе" убивают вкус чая - его можно пить только из тонкого фарфора или из стеклянных стаканов. Клаусу Й. Риделю удалось иное - он детально изучил эти взаимосвязи и применил их для конструирования винно-алкогольных "инструментов". На вопрос о том, каков минимальный набор бокалов для любителя домашних дегустаций, Георг Ридель ответил: "Для вина абсолютный минимум - четыре бокала: два для белых вин, два для красных. Плюс один бокал для шампанского и несколько для крепких напитков". Такой набор "инструментов" выдержит не каждый - цена одного профессионального бокала обычно колеблется вокруг суммы 1500 рублей. На наш вопрос о том, есть ли "инструмент" для самого национального русского напитка, г-н Ридель ответил: "Пока нет". Но ему на помощь пришел Александр Починок, министр и обладатель 20 специальных бокалов: "Для водки хорошо подходит бокал для "косточковых" - крепких напитков из вишни, сливы, абрикоса. Он позволяет убрать запах водки и доставить ее глубоко, прямо в горло". Учитывая необычную форму таких бокалов - на тонкой ножке небольшая шаровидная емкость с длинной цилиндрической "трубой", этот совет выглядит очень интересным. Понравился он и Георгу Риделю. Так что стоит попробовать, только вот наливать водки надо немного, примерно до середины "шара", так как емкость бокала достаточно велика - 180 мл. Для коньяка тоже существует несколько "инструментов". И нет ничего вкуснее, чем сравнивать коньяк из разных бокалов. Обязательно купите большой бокал емкостью от 420 до 840 мл с широким шаровидным основанием, равномерно сужающимся кверху. Это "сниффер", он специально предназначен для того, чтобы "вкушать" ароматы коньяка (по-английски sniff - нюхать). Из него нужно обязательно попробовать французские коньяки - ощущения абсолютно новые. Для коньячной коллекции необходим бокал похожей формы, но объемом примерно 200-250 мл, а также тюльпановидный бокал 160-180 мл. Наш обычай пить коньяк из маленьких рюмочек 50 мл (узких водочных или широких) подходит только для коньяков из России и СНГ (то есть для бренди), а для французских - он смерти подобен.