16.01.2002 10:00:09От теории до практики - дистанция огромная
С девяностых годов в образовательных учреждениях Оренбургской области начала создаваться психологическая служба. Возникали специальные консультации, "телефоны доверия" и так далее. Витийствовали в то время Чумак, Кашпировский и Мария Дэвис. Психологический бум относительно легко можно было объяснить перестроечными процессами, идущими в обществе, появлением разнообразной научной и популярной литературы, книг с тестами, тренингами. В ОГУ и ОГПУ открылись факультеты по подготовке квалифицированных психологов. Продолжает функционировать институт имени Валленберга, также занимающийся обучением специалистов различных отраслей психологии. На сегодняшний день в Оренбургской области насчитывается более четырехсот специалистов-психологов, есть среди них и доктора наук. Недавний научно-практический семинар психологов в Оренбурге рассмотрел вопросы психологии с точки зрения философской антропологии, показал роль психологической службы образовательного учреждения в ценностном самоопределении выпускников. Много говорилось об организованных аспектах становления психологической службы в специальных образовательных учреждениях. Определялись задачи практической психологии образования, обосновывалась методология сексуального образования подростков. Многое другое было в центре внимания высокого собрания. Теория, замечательные благие призывы - все это, конечно, важно и нужно. Смущает в таких случаях следующее: где он, серьезный практический результат? Почему детей и подростков захлестывает вал безнадзорности, правонарушений? Где же профилактика насилия, жестокости, наркомании, алкоголизма? Что делать психологической службе области в условиях выхода Оренбуржья в первую десятку по наркомании и ВИЧ-инфицированию среди всех субъектов Российской Федерации? Специалисты и сами психологи утверждают, что из сорока миллионов школьников более полутора миллионов - дети с выраженными нарушениями психики. У этих детей наблюдается дисбаланс между индивидуальными способностями, физическим развитием и предъявляемыми к ним требованиями. Кто же виноват и что делать, господа психологи? Так хочется надеяться, что теоретики и практики объединятся и помогут детям с проблемами в развитии и воспитании, дадут конкретные рекомендации учителям и родителям по созданию для ребенка коррекционно-развивающей среды.