23.01.2002 09:00:10Метод видеосеминаров в гуманитарном образовании
Современное гуманитарное образование ориентировано на феноменологию и герменевтику, то есть на выявление личностных смыслов и их интерпретацию для других людей с каналом обратной связи. Обратная связь охраняет от излишнего субъективизма. Смыслы – это преломление личного опыта в продумывании и прочтении философских, литературных, социальных, психологических текстов и проблем. Наиболее эффективным и интересным методом освоения таких смыслов является групповой метод. В группе – люди разных возрастов, профессий, жизненного опыта. У них разные грани видения одного и того же явления. В этом и состоит привлекательность этого метода. Каждый, выявляя для других собственный смысл, сталкивается с многообразием возможных вариаций одного и того же, пропущенного через разные опыты жизни. Так люди реально научаются понимать собственную ограниченность и считаться с другими. Одновременно, выходя за границы этой ограниченности, дополняют свой «спектр» разнообразными оттенками значений. При этом групповой метод наиболее действенен, если используется обычная или цифровая видеокамера. Во-первых, группа потом может, посмотрев на себя со стороны, проанализировать способность устанавливать взаимопонимание и слышать других людей. Во-вторых, работу группы можно использовать в других, более слабо подготовленных и «зажатых» аудиториях для «раскрутки». Существует феномен психологической подражаемости и заразительности. И «образцовая» группа может служить толчком для подобных процессов осмысления и самоактуализации в других группах. Подобный опыт видеосеминаров проводился в качестве эксперимента в городе Архангельске выпускницей философского факультета МГУ Огарышевой Натальей. Группа людей в возрасте от 23 до 42 лет (всего 12 человек) принимали участие в философских семинарах по общей тематике «Философия древности в современном прочтении. Использование мудрости для понимания себя и своих отношений с другими». Каждый участник семинара проговаривал своё понимание той или иной проблемы. Начиналось всё с краткого резюме: осознание необходимости философского образования, появление потребности изучать древнюю мудрость, приложение этого знания в повседневной жизни и т.д. Ставились разные вопросы, некоторые из них возникали спонтанно в ходе занятия. Получался своеобразный хэппиненг. Видение других участников порождало какие-то ассоциации у членов группы, наталкивая их на новые мысли. Воспоминания и личный анализ вызывали аналогию в воспоминаниях ещё кого-то и пробуждали внутренний процесс поиска, желания поглубже разобраться в сложных пластах собственной психики, вскрывающейся от признаний и проговариваний участников. Весь процесс в целом сформировал некое живое «мыслеполе», которое можно было уже назвать общим. Это дало группе возможность функционировать более неформально. Запись на видеокассету психологически давала возможность ощущать расширенную аудиторию, возможность слышать любого человека. А это придавало словам более взвешенный характер. Одновременно группа могла и желала донести свои открывающиеся смыслы до большего числа людей, вызвать их на виртуальную дискуссию, проверить возможность отклика на обсуждаемые проблемы в других людях. Было создано пять видеокассет. Они потом показывались в разных городах людям как имеющим философское образование, так и не имеющим его. Но каждая из аудиторий извлекла для себя какие-то психологические, учебно-методологические и личностные смыслы. Думается, что подобный опыт можно было бы использовать при создании и развитии так называемого «образования для взрослых», возможность которого сейчас широко обсуждается. Данный метод включает в себя как возможности дистанционного обучения, так и использование новейших технологий в образовании. Особенно при наличии Интернета и цифровых видеокамер, такие видеосеминары могли бы дать возможность различным дистанционным группам обмениваться информацией и взаимодействовать, увеличивая смысловой потенциал поставленных вопросов. Подобные видеосеминары хороши именно для гуманитарного: философского, культурологического, социально-психологического и т.п. образования.