31.01.2002 09:00:10Язык знаков лучше учить в детстве
Период наиболее легкого овладения языками в детстве распространяется и на язык знаков. Проведя исследование с помощью функционального магнитного резонанса, ученые обнаружили, что у двуязычных людей, выучивших язык знаков до и после наступления зрелости, модели мозговой активности существенно отличаются. Специалисты-психологи давно знают, что дети учат языки гораздо проще, чем подростки (не говоря уже о взрослых) потому что у них в мозгу больше связей между нейронами. Поэтому новый язык легче "встраивается" в систему связей в мозге, что позволяет им думать на иностранном языке, а не "переводить" свои мысли на него. По этой же причине дети, не начавшие изучение языков до наступления половой зрелости, оказываются неспособны в дальнейшем овладеть и использовать новые языки – ведь неиспользованные связи разрушаются по мере старения. Теперь ученые провели исследование мозговой активности 27 человек, 16 из которых были слышащими детьми глухих родителей, с детства овладевшие как английским, так и языком знаков, а 11 человек владели английским языком как родным, а язык знаков выучили в молодости. Группа исследователей работала под руководством Дэвида Карины из университета Вашингтона, ранее обнаружившего, что при применении языка знаков задействуется правое полушарие мозга, в то время как в обычной речи – только левое. Теперь ученые обнаружили, что правое полушарие постоянно используется теми, кто использует язык знаков как первый язык, и лишь периодически – теми, кто выучил его позднее. "Мы знаем, что те, кто учил язык знаков, будучи в возрасте, могут пользоваться им очень бегло, но никогда не достигают такой беглости как те, кто владеют этим языком с детства", пояснил Карина. Исследователи пришли к выводу о том, что разница в беглости пользования языком знаков объясняется степенью задействования правого полушария. "Выявив, что активация правого полушария зависит от раннего овладения языком, мы смогли предположить, что есть специфические моменты жизни человека, когда система нейронов, задействованная в пользовании языками, оказывается особенно чувствительна к изменениям", заявил Карина, добавив, что сделанное ими открытие может найти применение в обучении детей языкам.