08.12.2000 15:05:19Может ли кухарка стать капиталистом?
Наш народ знаком только с одной теорией предпринимательства: марксовой теорией эксплуатации наемного труда капиталом. В современном же мире развитие бизнеса, в том числе и женского, - это показатель уровня жизни общества. Какова специфика и проблемы женского предпринимательства? Попробуем разобраться в этом, используя социологические исследования и данные статистики. По данным Госкомстата России, три четверти всех предприятий, принадлежащих женщинам, - это торговля и общественное питание. В промышленности их всего 16%, в строительстве - 8%. Женский бизнес доминирует в науке, культуре, здравоохранении, сфере обслуживания, в том числе общепите и розничной торговле. Там доля женщин-предпринимателей составляет от 39% - в розничной торговле до 56% - в науке. Чем это объяснить? Можно предположить, что предыдущий опыт, в том числе домашний труд, формирует навыки и знания, необходимые для работы в этих отраслях. Женщины реже имеют техническое образование - это препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства. Женщинам труднее найти заемный капитал, а как раз "нетрадиционные" для женщин отрасли требуют большого объема первоначального капитала. Кроме того, женщины часто выбирают сферу бизнеса, ориентируясь на собственный склад характера, создают имитацию "домашности" в отношениях с коллегами; они не слишком "увязывают" свой внутренний мир с некогда выбранной специальностью, ищут еще не занятые ниши. Зачем им это надо? Для ответа на этот вопрос было проведено социологическое исследование. Опрос проводился на выставке "Женский проект-99", проходившей в октябре 1999 года в Аничковом дворце. Оказалось, что движущей силой женского предпринимательства являются: интересное содержание работы и возможность творчества - в 36% случаев; желание самореализоватъся - в 30%; попытка повысить уровень жизни-в 21%; улучшить качество жизни россиян - в 17% случаев. Около 16% бизнес-леди решили просто стать самостоятельными, 15%- сделать карьеру, а в 1% случаев причины занятий бизнесом следует искать в области неустроенной личной жизни. Влияют на мотивацию также возраст, семейное положение и профессионально-должностной статус. Оказывается, чаще всего женщины стремятся к экономической независимости из-за страха перед зависимостью от мужа, который может оставить семью, сделав ее беззащитной. Многие женщины уверены в неспособности мужчины самостоятельно поднять груз проблем из-за того, что на протяжении всей советской истории зарплаты одного человека не хватало на семью. По мнению психологов, мотивация женщин более подвижна, чем мужчин, и быстро меняется в зависимости от положения фирмы, состава команды, финансового давления. Существует ли женский стиль управления? Стиль управления - это образец поведения руководителя, с помощью которого должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников. Мужчинам более свойственны так называемые одномерные стили управления - авторитарный, корпоративный, бюрократический, патриархальный, laise-faire (в пер. с анг. невмешательство). Существуют и многомерные стили управления, например делегирование полномочий. Для женщин в бизнесе характерно достижение успеха "интуитивными" методами. Именно интуиция позволяет формировать творческие линии поведения в деловой среде со многими неизвестными. Успехов в бизнесе женщина достигает не в результате приближения к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своих возможностей, присущих ей стереотипов поведения, еще недавно считавшихся недопустимыми в руководстве. Сегодня нетрадиционный стиль управления способствует переходу к новой управленческой парадигме. Суть ее - отход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости. Согласно стереотипам, женщины в представлении мужчин (а нередко и женщин) должны в первую очередь успешно исполнять роль "домашней хозяйки", "хранительницы домашнего очага" и т. п. Достижений в сфере профессионального труда ожидают прежде всего от мужчин. Реализация этих ожиданий зачастую воспринимается как доказательство того, что мужчины состоялись как личности. А женщине остается сознание собственной несостоятельности и некомпетентности. Можно прикрыться карьерными амбициями мужа и гордиться его успехами как своими. Зарабатывание же денег - не слишком достойное для женщины дело, требующее каких-то оправданий. Подсознательно предпринимательство воспринимается как нечто табуированное, аморальное, то есть занятие бизнесом это не норма, а, скорее, отклонение. В современном мире успех приходит к тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, т. е. мужскими чертами. Для того чтобы "пробиться", женщины должны имитировать мужское ролевое поведение. Поэтому "успех" достигается женщинами при больших затратах физических и психических сил. В гражданском обществе у современных женщин стремление к равенству с мужчинами тесно переплетается со стремлением к счастью. Счастье невозможно без человеческого достоинства, которое предполагает свободный выбор партнера, право на расторжение брака, на сексуальное понимание, контроль за рождаемостью, справедливое распределение домашних обязанностей. Однако перед российскими женщинами стоят огромные препятствия в виде патриархальных традиций семейной морали, двойных - для мужчин и женщин-стандартов, жертвенного поведения, которое общество требует от женщин, социальной уязвимости матери и детей без мужа и отца. Незрелость нашего правового и демократического сознания в отношении женских проблем может и должна быть разрешена в гражданском обществе.
ИА "Альянс Медиа" по материалам "Петровский Курьер" (Санкт-Петербург)