06.02.2002 09:00:10Как извлечь выгоду из слияния конкурентов?
Нестабильность современного бизнеса все чаще вынуждает не только мелкие и средние компании, но даже лидеров индустрии объединять имеющиеся капиталы и человеческие ресурсы, дабы сохранить свои позиции на рынке. Одна из из последних и наиболее оригинальных книг, по мнению газеты "Ведомости", посвященных этой теме, - это появившаяся в конце 2001 г. книга Томаса Грабба и Роберта Лэмба Capitalize on Merger Chaos ( "Повышайте стоимость компании, используя хаос, возникающий во время слияний"). Традиционная бизнес-логика утверждает, что в большинстве индустрий стратегия, основанная на росте за счет слияния, является единственно правильной и ведет к успеху, однако Грабб и Лэмб придерживаются другого мнения. Основное внимание в книге уделено стратегии и тактике, которую должен избрать "третий лишний", т. е. компания, основные конкуренты которой приняли решение о слиянии. Авторы считают, что возникающий во время слияния хаос дает неприсоединившейся компании шанс не только сохранить свои позиции на рынке, но и значительно укрепить их. В качестве подтверждения своих мыслей они указывают на то, что 80% слияний оказываются неудачными: большинство компаний в процессе объединения снижают свою общую стоимость, в течение нескольких лет в объединенной компании царит хаос, паника и растерянность среди большинства сотрудников. Соответственно, конкуренты новообразованной компании получают прекрасную возможность значительно упрочить свое положение на рынке. Авторы выделяют шесть ключевых тактических шагов, которые помогут любой компании извлечь максимум выгоды из хаоса, царящего в лагере конкурентов. Используйте стратегию магнита. Подобная стратегия дает возможность привлечь и удержать лучших сотрудников фирмы-конкурента, пока она находится в состоянии хаоса, что дает двойное преимущество: ослабление конкурентов и укрепление собственных позиций. Атакуйте, пока соперники отвлечены. Согласно концепции авторов большинство компаний в состоянии слияния теряют способность не только адекватно реагировать, но и вообще замечать атаки конкурентов. Используйте удобное время для значительных внутренних перемен. Потенциально опасное для конкурентов время слияния дает компании возможность провести внутренние изменения, необходимые для усиления позиций на рынке. Рассмотрите альтернативы слиянию. Совместные предприятия, стратегические альянсы, франчайзинг и лицензионные соглашения могут увеличить ваши ресурсы и объединить усилия с теми партнерами, которые не находятся в хаосе слияния. Сделайте основной упор на интеграцию компаний. Если вы все-таки собираетесь принять участие в слиянии, то делайте это как можно быстрее. Для минимизации последствий, таких, как потеря ключевых людей, ухудшение морального климата и операционный хаос, необходимо проводить процесс слияния в максимально сжатые сроки. Применяйте сложную стратегию. Ситуация на рынке настолько сложна, что использование только одной из описанных тактик не может обеспечить успех. Лучший способ извлечь выгоду из хаоса конкурентов - это разработка комплексной стратегии, включающей в себя большинство из вышеописанных факторов.