Сегодня уже очевидна тенденция увеличения доли женщин среди топ-менеджеров. Между тем фигура женщины-начальника, женщины-управляющего вызывает противоречивые чувства в обществе, особенно в деловом. В ответ на общее мнение мужской части общества о том, что женщина в бизнесе - все равно, что женщина за рулем - чрезвычайно глупое и очень опасное существо, дамы продолжают создавать предприятия и водить машины. Парадокс заключается в том, что в России самое высокое в мире число работающих женщин, пишет "Деловое Поволжье". И число это с каждым годом только растет. Впрочем, такие же упреки можно услышать и от женщин. Большая часть из них предпочитает иметь дело с мужчинами, считая их лучшими профессионалами в своих областях. В то же время в западных странах ситуация кардинально изменилась. Проведенный еще в 1993 году опрос более 19 000 сотрудников 100 предприятий показал, что мужчины ставят женщин выше начальников-мужчин по 23 из 25 категорий. В России же общественное мнение пока не претерпевает изменений. Пока женщина просто работает, к ней относятся хорошо, но как только она становится начальницей, люди перестают стесняться в выражениях. Многие активные антифеминисты в своей позиции опираются на то, что чисто психологические качества женщин мешают им эффективно работать в "жестоком мире бизнеса". Различия в таких качествах у обоих полов, несомненно, существуют, но сказывается ли это на качестве управления? Психологи утверждают обратное. Известная чувствительность слабого пола во многих случаях становится его достоинством. Интуиция, нередко отвергаемая мужчинами, играет в бизнесе достаточно существенную роль. Женщины лучше "чувствуют" людей. Это относится и к сотрудникам, и к партнерам. Поэтому женщине часто удается создать хорошую команду. Однако эта же чувствительность делает ее подчас чересчур эмоциональной, что многими расценивается как явный недостаток. Мелочность женщины тоже, как правило, играет положительную роль. А мужчины обладают стратегическим мышлением. Это незаменимое качество подводит в тех ситуациях, когда необходимо обращать внимание на детали. Женщина же не упускает ничего. Она никогда не отказывается от мелких дел, от небольших заказов, от возможных выгодных предложений. Даже то, что она не может применить в настоящий момент, она откладывает на будущее. Женщины-управленцы строят свой бизнес горизонтально, стремясь сделать его как можно более устойчивым. Они создают прочную платформу. Мужчине же свойственно вертикальное построение дела. Его задача - сделать предприятие как можно более успешным за короткий срок. Сложно сказать, какая стратегия лучше. Известно одно - женщинам часто недостает "перспективного" мышления, так же как мужчинам - умения сосредоточить усилия на укреплении своих позиций. Женская переменчивость переходит на работе в иное, очень важное качество - гибкость. Такая гибкость позволяет женщине-управленцу сохранять ровные отношения и с партнерами, и с сотрудниками. Это также важно в условиях постоянно меняющейся ситуации на рынке - женщина легче, чем мужчина, приспосабливается к неожиданным изменениям. Кроме того, благодаря такому качеству женщина-управленец способна применять любые методы для достижения своей цели. Именно это маниакальное упорство в отстаиваниисвоих интересов мужчины называют стервозностью. Материнские инстинкты тоже идут на пользу делу. Женщины, как правило, относятся к своему бизнесу, как к ребенку, и готовы на все ради него. Так же они относятся и к сотрудникам, чувствуя ответственность за каждого. Именно поэтому им тяжело расставаться с ненужными людьми - жалко. Впрочем, основное - профессионализм - не зависит от пола. И по мере увеличения в менеджерской среде доли высокообразованных профессионалов меняется и отношение к женщине-управленцу. Уходит "ревность". Особенно заметна эта тенденция в столичных городах, в то время как в регионах женщинам все еще очень сложно пробиться.