27.02.2002 14:03:43Как увеличить стоимость, не потеряв наличность
Вопрос повышения стоимости за счет эффективной организации всех аспектов деятельности актуален для любой компании, на каком бы рынке и в какой бы стране она ни работала. Поэтому неудивительно, что книга Тома Копленда "Стоимость" уже не один год входит в списки бестселлеров и служит настольным справочником для руководителей крупнейших компаний. Недавно увидело свет уже третье издание книги. Том Копленд четко описывает прямую зависимость между изменениями в организационной структуре и деятельности компании и повышением ее рыночной стоимости. Хотя с момента первого издания книги прошло достаточно много времени, советы Копленда не только не потеряли своей актуальности, но и стали еще более востребованными. По мере глобализации мировой экономики и все большей легкости, с которой инвесторы перемещают деньги из одной страны в другую, борьба за привлечение капиталов в компанию усиливается. Причем для того чтобы победить в ней, с каждым годом необходимо принимать во внимание все большее количество факторов. Подход Тома Копленда прост: любую компанию можно сделать дороже и привлекательнее для инвесторов. Главное - понять как. Большой практический опыт позволяет ему описать четыре основных подхода к повышению стоимости: целенаправленное информирование существующих и потенциальных инвесторов о возможностях, стратегических планах и целях компании; проведение стратегических и операционных изменений; покупка или слияние с другими компаниями; финансовый реинжиниринг. Каждый из подходов описывается подробно, с привлечением большого количества реальных бизнес-кейсов. Несомненно, что по мере усиления борьбы российских предприятий за привлечение внешних инвестиций практические советы одного из ведущих мировых финансовых консультантов будут все более актуальными. Не менее полезной для всех желающих добиться роста компании, сведя при этом к минимуму финансовые риски, окажется недавно вышедшая книга Билла Макгинесса Cash rules ("Правила наличных денег"). Основную мысль этой книги можно сформулировать так: доходы, и даже очень большие доходы, еще не гарантируют успеха бизнеса. У вашей компании могут быть большие прибыли и постоянно растущие объемы продаж. Но если у вас недостаточно наличности, ваш бизнес обречен. В качестве подтверждения своего тезиса Макгинесс приводит тот факт, что большинство компаний, терпящих банкротство, на самом деле прибыльно. Их проблема заключается не в фундаментальных недостатках моделей, лежащих в основе их бизнеса, а в недостаточном понимании динамики и реальностей движения наличности. Автор выделяет семь источников наличности (cash drivers), которые топ-менеджеры любой компании должны держать под постоянным контролем: рост продаж, валовая прибыль, общие и административные расходы, кредиторская и дебиторская задолженность, оборотные фонды и капитальные затраты. Особое внимание автор уделяет связи между движением наличности и объемами продаж, которая вовсе не является такой непосредственной, как кажется на первый взгляд. Разумеется, чем больше продает ваша компания, тем больше денег получает ваш бизнес. Но несмотря на это, рост продаж - палка о двух концах: наличность нужна не только для того, чтобы увеличить объем продаж, возросший объем продаж также потребует значительно больших расходов. Билл Макгинесс особенно предостерегает руководителей от выбора стратегии неоправданно быстрого роста компании. Развитие требует денег, а очень быстрое развитие требует очень много денег. Сам по себе рост не может стать основой какого бы то ни было бизнеса, такой основой может стать только наличность. Баланс между ростом компании и ее стабильностью, согласно концепции автора, может быть найден через достижение "устойчивости движения наличности" (cash-flow sustainability). Так автор называет своеобразный порог, свой для каждой компании, выход за пределы которого рано или поздно вызывает проблемы с движением наличности. Задача руководителей - вычислить максимальный уровень роста бизнеса, который может быть достигнут без значительного увеличения или сокращения наличности. Тогда компания может расти и развиваться бесконечно.