ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
14.12.2000 10:00:06  Еще раз про талант

   Родителям, недостаточно критически воспринимающим идею о том, что в результате раннего интеллектуального развития из ребенка можно вылепить любой полюбившийся образец, хочется привести призыв поэта Игоря Губермана к умеренности: "Весомы и сильны среда и случай, но главное - таинственные гены, и, как образованием ни мучай, от бочек не родятся Диогены". Младенцами мы "проглатываем" своих родителей: усваиваем их ценности, страхи, настроения, мировоззрение. Отыскиваем причины невзгод вне себя, и только жизненные трудности останавливают нас и заставляют думать о смысле неусвоенных уроков. Сочетание ресурсов в человеке небезгранично и определяется генотипом. В генетической программе развития все гармонично, по ней и развивается наше тело. Энергетика - количество энергии в генах - дает программе жизнь и влияет на активность механизмов защиты от отрицательных факторов окружающей среды (например, иммунитета). А запускается программа тренировками, физическими или умственными. Развитие гармонично, пока нагрузка, превращающая задатки в способности, сопровождается у детей вдохновением и энтузиазмом. Гармония предметов и явлений рождает положительные чувства, наполняя нас энергией. Дисгармония, вызывая отвращение, гнев и страх, "сжигает" энергию. В состоянии внутреннего дискомфорта энергопотенциал ребенка истощается, он заболевает. Наполненный энергией гармонии, он здоров, легко воспринимает и запоминает материал. Взрослый, растративший эту энергию, внешней гармонии не видит и не слышит - она для него не существует. Поддерживая свое состояние в примитивных формах, он все делает по своему образу и подобию: дисгармонично. И реакция ребенка при этом - непослушание, капризы, болезни.
   Сложите дисгармоничные, осложненные непрофессионализмом влияния всех, кому вы даже эпизодически доверяете воспитание вашего ребенка, и вы получите продукт такого воспитания: знакомый образ "юноши страстного со взором печальным", весьма неуравновешенного и ни на что не годного. Те, кто превыше всего ценит и с особым тщанием воспитывает интеллект, игнорируя тот факт, что мерилом успеха в учебной, профессиональной деятельности является не столько уровень интеллекта, сколько способность осознавать и адекватно выражать свои эмоции (американскими психологами введен даже термин "эмоциональный интеллект"), получают результаты не лучше: уметь думать - еще не значит уметь быть. Поэтому так и не переводятся у нас типажи, ставшие примерами эмоциональной нестабильности и нарушения целостности личности: "сумасшедший гений", "поэт-пьяница", "чудаковатый аристократ" и т.п. Как метко заметил А.Н. Уайтхэд: "Интеллект для эмоций - то же, что одежда для тела: мы не можем жить нормальной цивилизованной жизнью без одежды, но нам пришлось бы совсем худо, если бы была одежда, но не было бы тела". Неоспоримы преимущества английского аристократического воспитания: невозмутимость и уравновешенность - следствие внутренней гармонии - стали уже притчей во языцех. Но даже этот пример эмоционального реагирования кое-кто склонен понимать, как воспитание эмоциональной сдержанности. Речь же идет о глубине чувств, а не о бесчувственности. Даже мальчик при всех атрибутах мужественности должен быть эмоционально тонким.
   Становясь все более содержательной, гармония уравновешивает бытие. Когда и как помочь ребенку удержать ее? В первые годы жизни. Когда малыш еще не выделяет себя из окружающих предметов и живет эмоциями. Они - регулятор движений к возврату в состояние гармонии. Если родители не обеспечат ребенку ощущение безопасности и уверенности, то он потом не сможет развиваться полноценно интеллектуально. Ребенок должен знать, что всегда может вернуться и подзарядить свою "батарею любви", а потом отправиться за новыми приключениями. На первом году жизни познание с рук взрослого - норма. Общение через безусловную любовь тренирует мышление, приучает малыша вместе с другими отыскивать истину, творить добро и красоту. Дефицит такого общения замыкает разум малыша на себе, а главный продукт общения - мысль - отсутствует. Осознание своего "Я" постепенно лишает малыша связи с окружающей средой. При помощи сформированной в нем системы мерок эстетических чувств малыш собой измеряет предметы и явления, начиная со шкалы "хорошее/плохое": гармонии их совпадают - они нравятся, наоборот -со злостью отбрасываются. Все, как у взрослого: искать положительное и отгораживаться от источника отрицательных чувств. Если простые эмоции были связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, то сложные складываются в эмоциональность. Эмоциональность - талант ребенка. И, как любой талант, его столь же бережно и мудро следует социализировать. Если вы глухи и слепы к ребенку, таков будет и он. Если же родители внимательны - ребенок ощущает их предупредительность, привыкая к тонким и добрым отношениям. Если ребенок не просто существует, а развивается и хочет исполнить свое человеческое предназначение, то целой гаммой чувств, как приемниками, он прослушивает мир, непрерывно расширяя диапазон своей системы мерок: интеллектуальными чувствами - через деятельность (шкалой "истина/ошибка"). Анализ разных образцов поведения - строительный материал социального становления ребенка; познавательными - вследствие познания неведанного - школой анализа и синтеза, зачатками инструментов, развивающих мышление, воображение, любознательность. Интерес и радостное ожидание порождают творческую активность ребенка, фантазию, выдумку, побуждая думать и придумывать. Эмоции зажигают и оплодотворяют ум, рождая вдохновение; нравственными чувствами - через социум (дополняется шкалой "добро/зло"). Этими мерилами ребенок создает свой социальный портрет, так что становятся видимыми личностные черты, как мы считаем, полученные ребенком по наследству. На самом же деле эти черты воспитаны, привиты, созданы первым социумом. Разум, не согретый теплом сердца, односторонен, холоден, и воспринятое им не становится установкой души. Воспитание соединяет "линии ума и сердца", интеллекта и эмоциональности. В единении этих констант - гармоничность личности. Тот, кто тонко чувствует, так же тонко мыслит; эстетическими чувствами - через психомоторное или умственное действие (дополняется шкалой "гармония/хаос"). Благодаря меркам состояния гармонии, которые мы носим в себе, малыш оценивает то, что находится вне его и в нем самом. За счет более развитого, чем у ровесников, чувства гармонии одни могут видеть то, чего не замечают другие. Для одних воспринятое очевидно, а для других - невероятно. Одни в водопаде звуков чувствуют скрытую гармонию, другие - просто шум. И среди детей, всегда идущих навстречу каскадам информации, рывок вперед сделает вундеркинд - ребенок, овладевший мерками эстетических чувств.
   Эстетические чувства присущи всем нормально развитым детям, и памятью они не обделены, но на развитие глубины их внутренних переживаний никто не обращает внимания. Действующие чувства вундеркинда мы замечаем сразу. Вскоре и все остальные овладеют эстетическим чувством, но вундеркинда им уже не догнать: он уже натренирован на различение качеств гармонии, и кажется, что он на три головы выше остальных. Вундеркинд не более талантлив, чем его ровесники. Он просто раньше созрел и лучше тренирован.
   Адекватное социальное и эмоциональное развитие и есть та гибкая и податливая основа воспитания, на которой расцветают или приходят в упадок другие области развития ребенка. То, чему мы учим детей как родители, не отличается от того, чему мы должны всю жизнь продолжать учиться сами.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Белорусская деловая газета"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"