03.04.2002 08:00:11Психологи "догнали" юристов и экономистов
В Псковском педагогическом институте прошел День открытых дверей. Абитуриенты стали желанными гостями на всех восьми факультетах одного из старейших вузов области - как всегда, их ожидало знакомство с будущими преподавателями и возможность получить полную информацию о новых специальностях, правилах приема, сроках сдачи вступительных экзаменов. Репутацию самого престижного и "конкурсного" факультета ПГПИ на протяжении многих лет удерживал иняз, а с недавних пор почетное первенство перешло к психолого-педагогическому. Здесь состоялась встреча не только с будущими абитуриентами, но и выпускниками факультета. Вместе со студентами и преподавателями они приняли участие в работе "круглого стола", который прошел на кафедре психологии развития и коррекционной педагогики. За подробностями обратились к заведующей кафедрой, председателю Псковского регионального отделения российского психологического общества, доктору психологических наук Светлане Павловне Ивановой. - Традиция проводить такие встречи существует не первый год - на этот раз решили провести День кафедры в форме "круглого стола" с участием ученых - теоретиков и специалистов-практиков. Психология, коррекционная педагогика и логопедия - науки социально ориентированные, а питомцы факультета уже много лет работают в самых разных социальных учреждениях Пскова. Отсюда естественное желание понять, как трансформируются на практике научные знания и насколько теоретическая подготовка, которую мы даем, отвечает требованиям жизни. - По уровню популярности психологическое образование уже не уступает экономическому и юридическому. По-вашему, это очередное модное поветрие или свидетельство востребованности профессии? - Веяние моды, несомненно, сказывается. Но мода появляется не сама по себе, ее диктует жизнь. Престижность психологического образования не что иное, как отражение нового мировоззрения, следствие гуманизации общества. Перемены в политике и экономике заставили по-новому взглянуть на окружающий мир и на место в нем человеческой личности. А психолог - это прежде всего человек, ориентированный на сотрудничество с другим человеком. Способный его понять, принять и оказать ему всяческое содействие. - Нынешние выпускники даже значение слова "распределение" не вполне улавливают. Свобода выбора - это замечательно, но в Пскове наметился явный избыток, например, юристов - получив диплом, многие из них автоматически пополняют армию безработных. Не грозит ли та же участь психологам? - Разумеется, не все студенты, даже успешно завершив курс обучения, остаются в профессии. Получить диплом психолога еще не значит стать психологом. Вместе с тем стремление нынешней молодежи получить психологическое образование оправданно и, если хотите, рационально. Психологические знания открывают человеку дорогу в самые разные сферы деятельности. Даже если со временем дипломированному специалисту приходится осваивать другую профессию - это теперь в порядке вещей. Наши выпускники и в сегодняшних непростых экономических условиях желанные специалисты на многих предприятиях. Не последнюю роль в этом играет сотрудничество факультета с психологами, работающими в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, бизнес-центрах, кадровых службах, правоохранительных органах, учреждениях социальной сферы. Наши студенты проходят практику в Псковской школе милиции и учреждениях УИН - участвуют в анкетировании, полученный материал анализируют и на его основе готовят курсовые и дипломные работы. В структуре регионального отделения российского психологического общества постоянно действуют секции психологии образования, социальной, экономической психологии. С психологами-практиками активно сотрудничают студенты старших курсов. Самых способных, как это часто бывает, старшие коллеги берут на заметку и впоследствии приглашают на работу. Так что взятый курс на консолидацию науки и практики себя оправдывает. - Когда-то психолого-педагогический факультет готовил только специалистов по коррекционной педагогике. С тех пор появились и другие направления? - Сегодня у нас действуют три отделения - психологии, олиго-френопедагогики и логопедии. Обучать психологов институт начал более 10 лет назад - сначала на вечернем отделении профессиональной переподготовки. Позднее на естественно-географическом факультете открылось отделение "биология- психология", и наконец, появился самостоятельный факультет, где психологию стали преподавать уже в качестве основной дисциплины как университетскую специальность. - Словосочетание "университетская специальность" действует магически - не столько на абитуриентов, сколько на их родителей. Поясните, пожалуйста, в чем отличие такого преподавания. - Мы работаем по учебным планам МГУ - в отличие от большинства педагогических вузов России. Это, как вы понимаете, ко многому обязывает. Требуются специальные учебные пособия, психолого-диагностические материалы и многое другое. При содействии ректора института В.Н.Лещикова в этом году нам удалось заметно улучшить учебную базу - оборудовать тренинговый и методический кабинеты, оснастить компьютерной техникой психолого-диагностический кабинет, закупить современные методики. Университетская программа - это и новые учебные дисциплины, и дополнительные спецкурсы. Такие, как социальная геронтопсихология, спортивная, юридическая, гендерная психология и т.д. Ну, а насколько наш уровень соответствует университетским требованиям, определит комиссия Министерства образования - в следующем году факультету предстоит аттестация.