ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
30.04.2002 09:00:10  Отечественные производители правят бал на внутреннем рынке спецодежды

   С появлением в России крупного бизнеса многие его представители быстро осознали, что внешний вид сотрудников является частью имиджа компании, а следовательно, ее капиталом. Сегодня в России 30 млн человек регулярно пользуются профессиональной одеждой. По оценкам экспертов, объем рынка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в России колеблется от 700 млн до 1 млрд долларов в год. В СССР выпуском спецодежды занимались около 600 предприятий. Точные объемы их производства определить не представляется возможным, так как все они значительную часть своей продукции заказывали в системе государственного управления исправления наказаний (ГУИН). К середине 1990-х годов большинство ведущих предприятий отрасли влачили жалкое существование. По мнению экспертов, проблемы были и остаются стандартными: фабрики не сумели привлечь серьезных инвестиций, а "старые" руководящие кадры так и не научились жить по-новому. И все же всплеск на рынке спецодежды, спецобуви и СИЗ произошел. Причем связан он был с появлением новых динамично развивающихся компаний. Безусловным лидером в сегменте спецодежды и обуви сегодня является компания "Восток-Сервис", которая удерживает приблизительно 15 процентов всего рынка. На предприятиях компании работают почти 10 тыс. человек, а ее годовой оборот составляет около 100 млн долларов. Еще три-четыре года назад успехи "Восток-Сервиса" выглядели куда скромнее. Но компания сделала ставку на развитие собственного производства, ориентированного на выпуск широкого ассортимента изделий для крупных промышленных предприятий, а также на создание торговой сети. Именно это, утверждают руководители "Восток-Сервиса", позволило компании с минимальными потерями пройти кризис 1998 года, а впоследствии заметно увеличить присутствие на рынке. Другим крупнейшим игроком на рынке является компания "Тракт". Ее годовой оборот оценивается в 30-35 млн долларов. В отличие от "Восток-Сервиса", "Тракт" отказался от политики развития собственного производства. Менеджмент сосредоточился на размещении заказов на российских и китайских предприятиях, оставив себе роль дистрибьютора. Преимуществом "Тракта" можно назвать и широкий ассортимент продукции. Наряду со спецодеждой, спецобувью и СИЗ магазины "Тракта" предлагают канцелярские товары, рабочие инструменты и многое другое. Наконец, среди фирм, изготавливающих высококачественную спецодежду широкого профиля (для промышленности, строительства, транспорта, торговли, общепита, сферы услуг, медицины и охранных структур), можно отметить фирму "Формика". Но неплохо себя чувствуют и те компании, которые изначально сделали ставку на достаточно узкий круг потенциальных клиентов. Например, лидером в сегменте производства экипировки для охранных предприятий является фирма "Округ" (5 тыс. клиентов), в изготовлении снаряжения для силовых структур (МВД, спецгруппы и т. д.) - компания "Сплав" (2,5 тыс. клиентов). В производстве одежды для гостиниц и ресторанов особенно преуспела "Никол+" (1,5 тыс. клиентов, в том числе более 50 процентов московских баров и ресторанов), а на рынке медицинской одежды успешно работает "Медстильсервис". И сегодня многие компании "не брезгуют" размещать часть заказов в системе ГУИН, хотя никто из них не любит называть истинные масштабы этого сотрудничества. Несмотря на то что часть вещей, сделанных в ГУИН, может вполне конкурировать со спецодеждой "вольных" фабрик, в основном продукция "зеков" - для чернорабочих, а значит, занимает самую "дешевую" нишу. Рентабельность бизнеса с ГУИН не превышает 20 процентов. Гораздо предпочтительнее заказы от крупных частных компаний и государственных структур. Рентабельность производства "стильной" спецодежды или обуви для них доходит до 40 процентов и выше. Нефтяные компании, "Газпром", МПС, Государственный таможенный комитет, общие потребности которых ежегодно исчисляются сотнями миллионов долларов, - это как раз те клиенты, за которых активно борются российские производители спецодежды. Например, нефтяной гигант "ЮКОС" регулярно проводит тендеры на изготовление того или иного вида униформы. Совсем недавно "Восток-Сервис" сумела выиграть тендер у голландского гиганта "Хелен Хансен" на изготовление 6 тыс. комплектов одежды для руководящего состава "ЮКОСа". Каждый из комплектов обошелся заказчику в тысячу долларов. Сегодня около 90 процентов рынка профессиональной одежды занимает продукция российских фирм и только 10 процентов - иностранных компаний. Однако цифры, свидетельствующие о господстве отечественных производителей на собственном рынке, не должны вводить в заблуждение. Дело в том, что значительная часть российских фирм размещает заказы на пошив спецодежды в Китае, получает готовый товар и затем реализует ее под собственной маркой. В этом не было бы ничего необычного (так сейчас поступает большинство производителей одежды во всем мире), если бы не полукриминальная сторона такого бизнеса в России. Дабы удешевить продукцию, отечественные заказчики ввозят китайский товар по различным "серым" схемам, минимизируя расходы за счет таможенных пошлин и налогов. В результате определить реальную долю спецодежды китайского производства на российском рынке довольно сложно. Сегодня уже не только крупные оптовые продавцы спецодежды, но и сами компании-заказчики все чаще обращают свой взгляд на Юго-Восток. А с вступлением России в ВТО эта тенденция может еще больше усилиться.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Финансовая Россия"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"