12.04.2002 10:30:05Составлен новый портрет обитателя Рунета
Данные последнего исследования "Интернет Монитор" показали, что Рунет становится более женским, более домашним и медленно стареет. Все это говорит о том, что у российского Интернета есть будущее. Методика данного исследования вкратце такова. "Интернет Монитор" состоит из двух этапов - опрос методом личного интервью, в ходе которого определялись ключевые характеристики пользования Интернетом в России, и проведение онлайн-опроса, в ходе которого изучались привычки и поведение пользователей Сети. Для онлайн-опроса на популярных сайтах размещались анкеты, которые добровольно заполнялись посетителями. Россия оказалась накрытой "волной" исследования во второй раз, поэтому сейчас можно говорить о некоторой динамической картине развития. Прежде всего впечатляют качественные изменения российской сетевой аудитории - в первую очередь возрастные и половые. Исследование показало, что детей до 25 лет в Сети стало меньше - в мае 2001 года их было 37% от общего числа интернетчиков, а в декабре их стало 30,9%. Наибольший рост наблюдается в группе от 34 до 44 лет - с 18 до 24,4%. Рост в группе "тех, кому за 55" не такой сильный (с 7 до 8,9%), но он дорогого стоит. Кроме радости за серьезных людей, а также за бабушек и дедушек, осваивающих просторы Сети, эти цифры свидетельствуют, что российская интернет-аудитория меняет качество и становится более привлекательной для рекламодателей. К тому же увеличение процента домашнего доступа в Сеть (с 59 до 65%) говорит о том, что у интернетчиков появилось больше денег на личные компьютеры. Российский Интернет всегда был мужским занятием. В мае 2001 года мужчин в Сети было 70%, но декабрь продемонстрировал стремительный приход женщин в виртуальное пространство: дамское присутствие в Сети уже достигло 43%, и скоро в Рунете должно наступить равноправие. Эта тенденция не только привлечет в Сеть новых рекламодателей исключительно дамских товаров. Женское виртуальное присутствие должно изменить саму атмосферу в Рунете - известно, что в чисто мужском коллективе мужчины быстро перестают бриться, гладить брюки и оптимистично смотреть на жизнь. Авторы исследования позиционируют итог своего труда как уникальное явление. С такой самооценкой можно соглашаться или нет, но то, что исследование проводится регулярно и число исследуемых стран растет, говорит о достаточно высокой ценности получаемых данных. Исследование впервые было проведено компанией Pro Active International в 1998 году в Нидерландах. "Вторая волна" (авторы именно так называют его стадии) уже включала Великобританию, а в марте 2000 года "Интернет Монитор" проводился в 15 странах Европы. "Майская волна" захватила США, Китай и Австралию. Сейчас исследование охватывает интернет-аудиторию Западной Европы, Канады, США, Латинской Америки, Австралии и Азии. А с мая 2001 года "волна" пришла и в Россию - исследование было проведено агентством МАСМИ (Москва) совместно с Pro Active International. Впрочем, универсальной методики глобального анализа до сих пор не разработано, поэтому опираться на полученные цифры нужно весьма осторожно. Более того, цифры разных исследований часто сильно расходятся, что подрывает доверие к любым подобным данным. Безусловно, и к результатам данного исследования нужно относиться критически, но даже простое количество опрошенных российских интернетчиков - 40 000 посетителей 150 русскоязычных сайтов - внушает определенное уважение.